Обратный звонок
Заявка успешно отправлена!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время
- Пн-пт - 9:00 – 21:00
- Сб - 10:00 – 16:00
- Вс - выходной
Лекция родителям подростков о необходимости сексуального образования
В 20 веке в России, как и во всем мире, начала набирать обороты акселерация. Мы, как правило, считаем, что акселерация – это прежде всего, высокий рост. Однако, наиболее значимая составляющая этого процесса не физическая акселерация, а половая, приводящая к более раннему по сравнению с предыдущими поколениями формированию вторичных половых признаков, снижению возраста наступления менструальной функции и т.д. Отношение же общества к подросткам, представление о недозволенном и дозволенном, о том, что им не нужно и что нужно знать, гораздо более консервативно и в нашей стране практически не изменилось.
“В психосексуальном развитии акселерация проявляется увеличением разрыва между формированием половой способности и наступлением психологической и социальной зрелости. Социальный статус нынешних подростков 15-16 лет, соответствуюет физическому и половому развитию 18-19-летним в 20-30-х годах, …”(1).
Для того что бы заполнить образовавшийся разрыв и помочь подросткам в поисках ответов на вопросы, которые еще совсем недавно в таком возрасте, как правило, не возникали, были созданы и продолжают создаваться программы полового просвещения школьников практически во всем мире. В России прогресса на пути развития сексуального образования особо не наблюдается.
«Если подростки не получают подготовки, не находят в нужное время помощи в ответах на возникающие у них вопросы, они оказываются предоставленными самим себе и беззащитными перед недобросовестным спекуляциям на их естественном интересе к половой сфере со стороны коммерциализированных СМИ, изготовителей порнопродукции и т.п. Оказавшись наедине со своими проблемами, подростки решают их, следуя первой попавшейся подсказке, методом проб и ошибок, зачастую непоправимых, подвергая опасности свое физическое и нравственное здоровье».(2)
Согласно ВОЗ – «Сексуальное образование означает, во-первых, предоставление подросткам достоверной и научно обоснованной информации, во-вторых, – обучение основным жизненным навыкам, таким как навыки общения, критического мышления, способности к самосовершенствованию, способности принимать решение и брать на себя ответственность и т.д., и, в-третьих, воспитание позитивных установок и ценностей, например, самоуважения, открытости и др. Сексуальное образование должно охватывать широкий круг вопросов, включая как биологические и физические аспекты сексуальности, так и социальные, эмоциональные аспекты».
В широкой российской среде бытует мнение, что половое воспитание это – прежде всего – самообразование. «Нас же не учили в свое время, но мы как-то выплыли, опираясь на свои инстинкты и дворовый эпос». Однако статистика ранних беременностей и абортов в среднем по России, говорит в пользу того, что россияне «выплывают» с очень большими потерями, в отличие от, например, немцев, у которых программы полового просвещения стартовали в середине прошлого века.
Число абортов и число живорождений у женщин в возрасте от 15 до 19 лет в некоторых Европейских странах 2003-2005 гг. (Рассчитано по: Европейская база данных “Здоровье для всех” / Европейское региональное бюро ВОЗ. Eurostat / European Commission).
Возможно, именно отсутствие нормального полового просвещения на фоне быстро меняющегося образа жизни россиян стало причиной резкого ухудшения репродуктивного здоровья подростков. За последнее десятилетие общая заболеваемость подростков в России выросла в 3,5 раза больше, чем у взрослых, заболеваемость болезнями репродуктивной сферы увеличилась у подростков в 5-7 раз, а венерическими, например сифилисом, – в 34 раза. Рост числа ВИЧ-инфицированных и заболевших болезнями, передающимися половым путем, приобретает масштабы эпидемии.(3)
Насколько же современные подростки информированы по поводу физиологических изменений, происходящих в организме в подростковом возрасте, взаимоотношения полов, сексуального поведения, предохранения от заболеваний, передающихся половым путем, и т.п.? Сами подростки считают себя достаточно информированными. Об этом свидетельствуют, в частности, их ответы на вопрос: “Какой информации о сексуальном поведении и его последствиях тебе не хватает?” Большинство опрошенных ответили, что информации подобного рода им хватает. Тех, кто смог сформулировать, какая конкретно информация ему нужна всегоот 1,3% до 4,4%.
Однако реальная осведомленность относительно вопросов, с которыми неизбежно сталкивается каждый молодой человек, в нашей стране катастрофически мала. Так, например термин “репродуктивное здоровье” для большинства опрошенных школьников (и что гораздо хуже их родителей) ни о чем не говорит. 60% и тех и других не представляют точно, что он обозначает. Но если знать термин не обязательно, то четко представлять себе средства защиты своего здоровья, в особенности, защиты от заболеваний, передающихся половым путем, жизненно важно. Подросткам ( и родителям ) известны названия и симптомы всего 4 из 30 заболеваний этой сферы.
Об ущербности знаний в области охраны репродуктивного здоровья можно судить, например, по результатам исследований, проводившихся учеными Института социально-экономических исследований РАН в г. Таганрог в 1998. Было опрошено 300 старшеклассниц и студенток 1 курса 15-19 лет. Половина – 47% опрошенных девушек не знали, в какую женскую консультацию они смогут обратиться в случае необходимости, в то время как у каждой четвертой из них имелась в этом настоятельная потребность. 67% девушек хотели бы расширить свои знания о том, какие услуги, кроме лечения гинекологических заболеваний им могут быть предоставлены в женских консультациях. Только 11% опрошенных знали о существовании центра планирования семьи, 13% – о консультации “Брак и семья”. 42% девушек 15-19 лет были обеспокоены состоянием своего репродуктивного здоровья. Каждая пятая опасалась последствий этого нездоровья для будущего деторождения. Каждой десятой требовалось срочное лечение в связи с гинекологическим заболеванием. 20% уже подозревали у себя заболевание репродуктивной сферы. Низкая культура самосохранения, присущая в целом россиянам, снижение обращаемости населения в медицинские учреждения в 90-е годы привели к ситуации, когда 40% опрошенных девушек избегали обращения к гинекологу, а 11% из них были весьма категоричны в нежелании идти к врачу, несмотря на острую необходимость.
В связи с тем, что в нашей стране не принята программа полового воспитания в школах, по-хорошему, должны взять на себя функцию педагогов родители. Но к величайшему сожалению отсутствие цивилизованных знаний в области полового воспитания у нас тянется не одно поколение. Родители сами зачастую не образованы и в связи с этим не способны во время помочь своим детям.
При ответе на вопрос о том, каким образом можно защититься от заболеваний, передающихся половым путем, только половина родителей имела свое мнение: из них только 17% (16,8%) ответов касаются соблюдения правил гигиены и рекомендаций вести здоровый образ жизни. И только 6,9% родителей полагают, что половое просвещение, сексуальная грамотность помогут избежать венерических заболеваний (табл. .. и рис. ..).