Лекция родителям подростков о необходимости сексуального образования
В 20 веке в России, как и во всем мире, начала набирать обороты акселерация. Мы, как правило, считаем, что акселерация – это прежде всего, высокий рост. Однако, наиболее значимая составляющая этого процесса не физическая акселерация, а половая, приводящая к более раннему по сравнению с предыдущими поколениями формированию вторичных половых признаков, снижению возраста наступления менструальной функции и т.д. Отношение же общества к подросткам, представление о недозволенном и дозволенном, о том, что им не нужно и что нужно знать, гораздо более консервативно и в нашей стране практически не изменилось.
"В психосексуальном развитии акселерация проявляется увеличением разрыва между формированием половой способности и наступлением психологической и социальной зрелости. Социальный статус нынешних подростков 15-16 лет, соответствуюет физическому и половому развитию 18-19-летним в 20-30-х годах, …"(1).
Для того что бы заполнить образовавшийся разрыв и помочь подросткам в поисках ответов на вопросы, которые еще совсем недавно в таком возрасте, как правило, не возникали, были созданы и продолжают создаваться программы полового просвещения школьников практически во всем мире. В России прогресса на пути развития сексуального образования особо не наблюдается.
«Если подростки не получают подготовки, не находят в нужное время помощи в ответах на возникающие у них вопросы, они оказываются предоставленными самим себе и беззащитными перед недобросовестным спекуляциям на их естественном интересе к половой сфере со стороны коммерциализированных СМИ, изготовителей порнопродукции и т.п. Оказавшись наедине со своими проблемами, подростки решают их, следуя первой попавшейся подсказке, методом проб и ошибок, зачастую непоправимых, подвергая опасности свое физическое и нравственное здоровье».(2)
Согласно ВОЗ – «Сексуальное образование означает, во-первых, предоставление подросткам достоверной и научно обоснованной информации, во-вторых, - обучение основным жизненным навыкам, таким как навыки общения, критического мышления, способности к самосовершенствованию, способности принимать решение и брать на себя ответственность и т.д., и, в-третьих, воспитание позитивных установок и ценностей, например, самоуважения, открытости и др. Сексуальное образование должно охватывать широкий круг вопросов, включая как биологические и физические аспекты сексуальности, так и социальные, эмоциональные аспекты».
В широкой российской среде бытует мнение, что половое воспитание это - прежде всего – самообразование. «Нас же не учили в свое время, но мы как-то выплыли, опираясь на свои инстинкты и дворовый эпос». Однако статистика ранних беременностей и абортов в среднем по России, говорит в пользу того, что россияне «выплывают» с очень большими потерями, в отличие от, например, немцев, у которых программы полового просвещения стартовали в середине прошлого века.
Число абортов и число живорождений у женщин в возрасте от 15 до 19 лет в некоторых Европейских странах 2003-2005 гг. (Рассчитано по: Европейская база данных "Здоровье для всех" / Европейское региональное бюро ВОЗ. Eurostat / European Commission).
Возможно, именно отсутствие нормального полового просвещения на фоне быстро меняющегося образа жизни россиян стало причиной резкого ухудшения репродуктивного здоровья подростков. За последнее десятилетие общая заболеваемость подростков в России выросла в 3,5 раза больше, чем у взрослых, заболеваемость болезнями репродуктивной сферы увеличилась у подростков в 5-7 раз, а венерическими, например сифилисом, - в 34 раза. Рост числа ВИЧ-инфицированных и заболевших болезнями, передающимися половым путем, приобретает масштабы эпидемии.(3)
Насколько же современные подростки информированы по поводу физиологических изменений, происходящих в организме в подростковом возрасте, взаимоотношения полов, сексуального поведения, предохранения от заболеваний, передающихся половым путем, и т.п.? Сами подростки считают себя достаточно информированными. Об этом свидетельствуют, в частности, их ответы на вопрос: "Какой информации о сексуальном поведении и его последствиях тебе не хватает?" Большинство опрошенных ответили, что информации подобного рода им хватает. Тех, кто смог сформулировать, какая конкретно информация ему нужна всегоот 1,3% до 4,4%.
Однако реальная осведомленность относительно вопросов, с которыми неизбежно сталкивается каждый молодой человек, в нашей стране катастрофически мала. Так, например термин "репродуктивное здоровье" для большинства опрошенных школьников (и что гораздо хуже их родителей) ни о чем не говорит. 60% и тех и других не представляют точно, что он обозначает. Но если знать термин не обязательно, то четко представлять себе средства защиты своего здоровья, в особенности, защиты от заболеваний, передающихся половым путем, жизненно важно. Подросткам ( и родителям ) известны названия и симптомы всего 4 из 30 заболеваний этой сферы.
Об ущербности знаний в области охраны репродуктивного здоровья можно судить, например, по результатам исследований, проводившихся учеными Института социально-экономических исследований РАН в г. Таганрог в 1998. Было опрошено 300 старшеклассниц и студенток 1 курса 15-19 лет. Половина - 47% опрошенных девушек не знали, в какую женскую консультацию они смогут обратиться в случае необходимости, в то время как у каждой четвертой из них имелась в этом настоятельная потребность. 67% девушек хотели бы расширить свои знания о том, какие услуги, кроме лечения гинекологических заболеваний им могут быть предоставлены в женских консультациях. Только 11% опрошенных знали о существовании центра планирования семьи, 13% - о консультации "Брак и семья". 42% девушек 15-19 лет были обеспокоены состоянием своего репродуктивного здоровья. Каждая пятая опасалась последствий этого нездоровья для будущего деторождения. Каждой десятой требовалось срочное лечение в связи с гинекологическим заболеванием. 20% уже подозревали у себя заболевание репродуктивной сферы. Низкая культура самосохранения, присущая в целом россиянам, снижение обращаемости населения в медицинские учреждения в 90-е годы привели к ситуации, когда 40% опрошенных девушек избегали обращения к гинекологу, а 11% из них были весьма категоричны в нежелании идти к врачу, несмотря на острую необходимость.
В связи с тем, что в нашей стране не принята программа полового воспитания в школах, по-хорошему, должны взять на себя функцию педагогов родители. Но к величайшему сожалению отсутствие цивилизованных знаний в области полового воспитания у нас тянется не одно поколение. Родители сами зачастую не образованы и в связи с этим не способны во время помочь своим детям.
При ответе на вопрос о том, каким образом можно защититься от заболеваний, передающихся половым путем, только половина родителей имела свое мнение: из них только 17% (16,8%) ответов касаются соблюдения правил гигиены и рекомендаций вести здоровый образ жизни. И только 6,9% родителей полагают, что половое просвещение, сексуальная грамотность помогут избежать венерических заболеваний (табл. .. и рис. ..).
Таблица и рисунок, демонстрирующие распределение ответов на вопрос: "Каким образом можно защититься от болезней, передающихся половым путем?", в % от участвовавших в опросе
Варианты ответов |
Подростки |
Родители |
---|---|---|
Использовать средства предохранения, прежде всего – презерватив |
31,9 |
11,5 |
Избегать случайных половых связей |
11,7 |
11,5 |
Соблюдать гигиену, вести здоровый образ жизни |
7,3 |
16,8 |
Иметь одного партнера |
3,5 |
9,9 |
Быть сексуально грамотным |
1,9 |
6,9 |
Обращаться к врачам, делать прививки |
1,6 |
3,8 |
Отказаться от половой жизни |
2,5 |
0,8 |
Проверять у врача себя и партнера |
2,9 |
- |
Защититься невозможно |
1,3 |
- |
Неясные ответы |
5,7 |
3 |
Нет ответа |
40,8 |
49,8 |
Как ни странно, но при отсутствии соответствующих знаний родители все же не снимают ответственности с себя за просвещение детей и полагают, что должны быть основным источником информации для своих чад. Но мнение подростков и родителей здесь резко расходятся. Главным каналом информации в подростковой среде, как правило, называют сверстников и друзей, которые играют основную роль в формировании шаблонных установок в сфере сексуального поведения. Поскольку секс в подростковом возрасте запретное действо, сексуальный опыт получает у них, как правило, завышенную оценку и толкает подростка к необдуманным экспериментам. Именно поэтому так важно для подростков получать информацию из надежных источников.
По данным исследований Центра демографии и экологии человека Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН, при ответе на вопрос "Кто должен заботиться о репродуктивном здоровье подростков, их половом просвещении?" подростки на 1 место поставили самих школьников (60,8%) и только потом родителей - 45,6% и врачей-специалистов - 43,0%.
Представление о том, кто должен заботиться о половом просвещении и репродуктивном здоровье подростков, в %
Источник информации |
Подростки |
Родители |
---|---|---|
Сами школьники |
60,8 |
4,5 |
Родители |
45,6 |
80,3 |
Врачи-специалисты |
43,0 |
62,9 |
Центры планирования семьи для подростков |
31,6 |
40,2 |
Соответствующая школьная программа |
24,7 |
41,7 |
Средства массовой информации |
21,5 |
18,2 |
Педагоги |
10,4 |
17,4 |
Таким образом, родители отводят себе главную роль в сексуальном воспитании, а подростки - себе. В то же время сами родители не чувствуют себя уверенно в качестве источника подобной информации. При анкетировании в Новосибирске 98% опрошенных родителей выразили желание получить помощь специалистов для подготовки к беседе со своим ребенком, 44% ответили, что нуждаются в специализированной литературе, 19% - в консультации психолога. Только 10% опрошенных подростков ответили, что первую информацию по вопросам пола они получили от родителей.
По результатам исследования в Москве, более двух третей родителей - 70,5% говорят с подростками о сексуальном поведении. Подростки считают, что бесед было всего в 57,3%. Из них только 39% подростков смогли вспомнить периодичность таких бесед. Соответствующая доля родителей почти в два раза больше - 71,2%. Это свидетельствует о завышенных представлениях родителей об их роли в половом просвещении своих детей или о непонимании подростками сути подобных разговоров.
Таблица . Распределение ответов мальчиков и девочек на вопрос "О чем конкретно говорят родители, когда речь идет о сексуальном поведении?", в %
С мальчиками говорит |
Темы разговоров |
С девочками говорит |
||
---|---|---|---|---|
Мама |
Папа |
|
Мама |
Папа |
36 |
30 |
Об опасности заражения венерическими болезнями |
43 |
12 |
26 |
21 |
О противозачаточных средствах |
38 |
9 |
15 |
4 |
О возможности аборта |
37 |
6 |
15 |
12 |
О вреде ранней половой жизни для здоровья |
31 |
7 |
15 |
10 |
О вреде ранней половой жизни для учебы |
17 |
8 |
Как видно из таблицы и рисунка, мамы обсуждают темы, связанные с сексуальным образованием, с девочками в 1,5-2 раза чаще, чем с мальчиками. Папы вообще проявляют себя в этой области гораздо скромнее. В целом, существуют значительный гендерный дисбаланс в семейном сексуальном воспитании - внимание акцентируется преимущественно на девочках, что в впоследствии в значительной степени предопределяет низкую информированность и ответственность мужчин во взрослой сексуальной жизни и сказывается на их возможности передать свои знания детям.
Объективное значение родителей как информационного источника по вопросам секса невелико. Исследования в Москве и Санкт-Петербурге показывают, что более 2/3 родителей (а по данным ВЦИОМ - 87%) никогда не говорили со своими детьми о сексе или делали это эпизодически. Подростки стесняются обращаться к родителям с подобными вопросами - 67% девочек и 77% мальчиков ни разу не общались с родителями на темы секса. В целом социальный институт семьи, родительства слабо выполняет функцию по подготовке детей к сексуальной жизни и реализации ими своих репродуктивных прав и возможностей. Семья не делает этого прежде всего в силу собственной неготовности к данной деятельности.(5)
Итак, средняя российская семья не справляется с задачами полового просвещения подростков, и эти задачи должен решать кто-то другой. Большинство родителей, опрошенных в 4 регионах России еще в далеком 1995-1996 годах в связи с разработкой и внедрением программы сексуального образования в школе Российской ассоциацией "Планирование семьи", сказали, что не видят себя в роли просветителей своих детей по вопросам секса и предпочитают, чтобы этим квалифицированно занималась школа.
Опрошенные педагоги, поддерживая важность полового просвещения, так же, как и родители, не готовы взять на себя эту функцию и считают, что этим должны заниматься медики. В то же время педагоги подчеркивают необходимость преобладания в программе сексуального просвещения проблем духовности, нравственности, а не соблюдения норм репродуктивного здоровья, контрацепции и т.д., которым так придают значение все врачи.
И поскольку до сих пор не решен вопрос о том, кто же должен нести это бремя просвещения, канал объективной информации для подростков практически отсутствует, как отсутствовал и в начале 90-х годов.
Самый важный вывод по поводу основного источника информации заботы о здоровье подростка состоит в том, что и школьники - 87%, и родители - 65%, и педагоги - 58% возлагают ответственность за здоровье на самого подростка, предлагая ему самому о себе заботиться. При этом никто не стремится обеспечить его необходимыми для этого знаниями в силу собственной некомпетентности.
Однако история развития сексуального воспитания подростков в Европе и Америке насчитывает уже не одно десятилетие. И отечественные социологи имеют прекрасную возможность сравнить успешность той или иной системы преподавания такого неоднозначного предмета. Европа тоже сталкивается с множеством проблем в сфере репродуктивного здоровья молодежи: ВИЧ-инфекции и ИППП, беременность в среде подростков, сексуальное насилие. И наиболее эффективным путем улучшения ситуации является введение систем сексуального образования школьников. Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения совместно с Германским Федеральным Центром образования в области здоровья (г. Кельн) разработали и опубликовали рекомендуемые "Стандарты сексуального образования в Европе". Они содержат подробные инструкции, как можно обеспечить детей и молодежь научно обоснованной, соответствующей их возрасту информацией о сексуальности. Над этими стандартами работала группа экспертов из девяти европейских стран, всех заинтересованных специальностей - от медицины и психологии до общественных наук.
Главная преимущество новой программы сексуального образования - это ее целостность и гуманность. Традиционно сексуальное образование фокусировало внимание исключительно на возможных рисках, связанных с сексуальной жизнью: инфекции и нежелательные беременности, то есть, по сути, имело резко негативную окраску. "Целостный" подход базируется на восприятии сексуальности как части человеческой жизни, вносящей ощутимый вклад в повышение ее качества, и требующей образования, как и любой другое направление нашей жизни.
В "Стандартах" сформулированы основные понятия - "сексуальность", "сексуальное здоровье", "сексуальные права" и др., и принципы сексуального образования. Само сексуальное образование преподносится как "изучение эмоциональных, социальных, физических, взаимодействующих между собой аспектов сексуальности".(7)
Сексуального образования в школах Западной Европы появилось с развитием современных методов контрацепции, в частности, гормональных таблеток, и легализацией абортов в большинстве стран в 1970-1980-е годы. Что дало толчок "сексуальной революции"; ценности и нормы в отношении сексуальности и само поведение стали резко меняться. У молодежи начали распространяться добрачные сексуальные контакты и совместная жизнь без регистрации брака. К началу XXI века возраст первого сексуального опыта в Европе снизился до 16-18 лет, тогда как возраст первого рождения повысился до 28-30 лет. Возникновение этого длительного периода между детством и созданием семьи (рождением ребенка) и привело к потребности введения сексуального образования в школах. А так же внесло свою лепту начало эпидемии ВИЧ-инфекции.
Впервые обязательное сексуальное образование в школах было введено в Швеции в 1955 году. В 1970-1980-е годы многие другие западноевропейские страны последовали примеру Швеции. Например, в Германии сексуальное образование было принято в 1968, в Австрии - в 1970 году. В Нидерландах и Швейцарии оно также было введено в 1970 году, но в силу высокой степени независимости школ (кантонов в Швейцарии) не сразу стало обязательным. В конце XX - начале XXI века включение в школьную программу сексуального образования в Европе продолжилось - сначала во Франции, Великобритании, затем в Португалии, Испании и других странах. Даже в Ирландии, где традиционно сильна религиозная оппозиция, сексуальное образование стало обязательным в начальной и средней школе в 2003 году. Лишь несколько стран из старых членов ЕС до сих пор не имеют системы сексуального образования.(6)
В странах Центральной и Восточной Европы сексуальное образование в школах стало развиваться лишь после падения коммунизма, то есть на 20-30 лет позже, чем в Западной Европе, и до сих встречает активное сопротивление. Только Чехия и Эстония преуспели в развитии системы сексуального образования, отвечающего современным требованиям.
В обобщенном виде существующие в мире программы сексуального образования можно разделить на три большие группы:
1 тип - Программы, нацеленные в основном или исключительно на призыв к воздержанию от сексуальной жизни до вступления в брак (программы "как сказать "нет"" или "воздержания")
2 тип - Программы, которые включают воздержание как возможный выбор, но также предполагают ознакомление с методами контрацепции и практиками "безопасного секса". Эти программы часто называют "всесторонним сексуальным образованием" в противовес программам "исключительно воздержания" .
3 тип - Программы, которые включают элементы программ 2-го типа, но рассматривают их в более широком контексте развития личности. Именно такие программы легли в основу данных "Стандартов", где они отнесены к категории "целостного сексуального образования"
Как это покажется ни удивительным для среднего россиянина, которые привыкли винить в растлении нашей молодежи американскую пропаганду, программы 1-го типа получили поддержку со стороны Республиканской администрации США. Вообще программы 1-го и 2-го типов характерны для США, тогда как в Западной Европе преобладают программы 3-го типа. В Западной Европе сексуальность подростков, как правило, расценивается не как проблема и угроза, в отличие от США, а как одна из составляющих развития и обогащения личности.
Предложенные "Стандарты" стали первым шагом к созданию нормативов сексуального просвещения, пригодных для всего европейского региона.
1 - Властовский В.Г. Акселерация роста и развития детей. М., 1970. С. 279.
2 - Журавлева И.В. Нужно ли россиянам половое просвещение? № 205 - 206 6 - 19 июня 2005
3 - Журавлева И.В. Здоровье подростков: социологический анализ. М.: ИС РАН, 2002. С. 31-39.
4 - Лузан Н.В. и др. Медико-социальные исследования полового поведения подростков Новосибирской области за 5 лет (1994-1998) // ИППП. 1999. № 3. С. 43-46.
5 - Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века. Дубна, 2001.
6 - Сакевич В.И. Новые европейские стандарты сексуального образования. № 449 - 450. 1 - 23 января 2011
7 - Federal Centre for Health Education (BZgA) and WHO Regional Office for Europe. Standards for Sexuality Education in Europe. A framework for policy-makers, educational and health authorities and specialists. Cologne 2010.