fbpx Лекция родителям подростков о необходимости сексуального образования - Медицинский центр «Линия Жизни» в Солнцево

Лекция родителям подростков о необходимости сексуального образования




В 20 веке в России, как и во всем мире, начала набирать обороты акселерация. Мы, как правило, считаем, что акселерация – это прежде всего, высокий рост. Однако, наиболее значимая составляющая этого процесса не физическая акселерация, а половая, приводящая к более раннему по сравнению с предыдущими поколениями формированию вторичных половых признаков, снижению возраста наступления менструальной функции и т.д.  Отношение же общества к подросткам,  представление о недозволенном и дозволенном, о том, что им  не нужно и что  нужно знать, гораздо более консервативно и в нашей стране практически не изменилось.

"В психосексуальном развитии акселерация проявляется увеличением разрыва между формированием половой способности и наступлением психологической и социальной зрелости. Социальный статус нынешних подростков 15-16 лет, соответствуюет физическому и половому развитию 18-19-летним в 20-30-х годах, …"(1).

Для того что бы заполнить образовавшийся разрыв и помочь подросткам в поисках ответов на вопросы, которые еще совсем недавно в таком возрасте, как правило, не возникали, были созданы и продолжают создаваться программы полового просвещения школьников практически во всем мире. В России  прогресса на пути развития сексуального образования особо не наблюдается.

«Если подростки не получают  подготовки, не находят в нужное время помощи в ответах на возникающие у них вопросы, они оказываются предоставленными самим себе и беззащитными перед недобросовестным спекуляциям на их естественном интересе к половой сфере со стороны коммерциализированных СМИ, изготовителей порнопродукции и т.п. Оказавшись наедине со своими проблемами, подростки решают их, следуя первой попавшейся подсказке, методом проб и ошибок, зачастую непоправимых, подвергая опасности свое физическое и нравственное здоровье».(2)

Согласно ВОЗ – «Сексуальное образование  означает, во-первых, предоставление подросткам достоверной и научно обоснованной информации, во-вторых, - обучение основным жизненным навыкам, таким как навыки общения, критического мышления, способности к самосовершенствованию, способности принимать решение и брать на себя ответственность и т.д., и, в-третьих, воспитание позитивных установок и ценностей, например, самоуважения, открытости и др. Сексуальное образование должно охватывать широкий круг вопросов, включая как биологические и физические аспекты сексуальности, так и социальные, эмоциональные аспекты».

В широкой российской среде бытует мнение, что половое воспитание это - прежде всего – самообразование. «Нас же не учили в свое время, но мы как-то выплыли, опираясь на свои инстинкты и дворовый эпос». Однако статистика ранних беременностей и абортов в среднем по России, говорит в пользу того, что россияне «выплывают» с очень большими потерями, в отличие от, например, немцев, у которых программы полового просвещения стартовали в середине прошлого века.

Число абортов и число живорождений у женщин в возрасте от 15 до 19 лет в некоторых Европейских странах  2003-2005 гг. (Рассчитано по: Европейская база данных "Здоровье для всех" / Европейское региональное бюро ВОЗ. Eurostat / European Commission).

Возможно, именно отсутствие нормального полового просвещения на фоне быстро меняющегося образа жизни россиян стало причиной резкого ухудшения репродуктивного здоровья подростков. За последнее десятилетие общая заболеваемость подростков в России выросла в 3,5 раза больше, чем у взрослых, заболеваемость болезнями репродуктивной сферы увеличилась у подростков в 5-7 раз, а венерическими, например сифилисом, - в 34 раза. Рост числа ВИЧ-инфицированных и заболевших болезнями, передающимися половым путем, приобретает масштабы эпидемии.(3)

Насколько же современные подростки информированы по поводу физиологических изменений, происходящих в организме в подростковом возрасте, взаимоотношения полов, сексуального поведения, предохранения от заболеваний, передающихся половым путем, и т.п.? Сами подростки считают себя достаточно информированными. Об этом свидетельствуют, в частности, их ответы на  вопрос: "Какой информации о сексуальном поведении и его последствиях тебе не хватает?" Большинство опрошенных ответили, что информации подобного рода им хватает. Тех, кто смог сформулировать, какая конкретно информация ему нужна  всегоот 1,3% до 4,4%.

Однако реальная осведомленность относительно вопросов, с которыми неизбежно сталкивается каждый молодой человек, в нашей стране катастрофически мала. Так, например термин "репродуктивное здоровье" для большинства опрошенных школьников (и что гораздо хуже их родителей) ни о чем не говорит. 60% и  тех и других не представляют точно, что он обозначает. Но если знать  термин  не обязательно, то четко представлять себе средства защиты своего здоровья,  в особенности, защиты от заболеваний, передающихся половым путем, жизненно важно. Подросткам ( и родителям ) известны названия и симптомы всего 4 из 30 заболеваний этой сферы.

Об ущербности знаний в области охраны репродуктивного здоровья можно судить, например, по результатам исследований, проводившихся учеными Института социально-экономических исследований РАН в г. Таганрог в 1998. Было опрошено 300 старшеклассниц и студенток 1 курса 15-19 лет. Половина  - 47% опрошенных девушек не знали, в какую женскую консультацию они смогут обратиться в случае необходимости, в то время как у каждой четвертой из них имелась в этом настоятельная потребность. 67% девушек хотели бы расширить свои знания о том, какие услуги, кроме лечения гинекологических заболеваний им могут быть предоставлены в женских консультациях. Только 11% опрошенных знали о существовании центра планирования семьи, 13% - о консультации "Брак и семья".  42% девушек 15-19 лет были обеспокоены состоянием своего репродуктивного здоровья. Каждая пятая опасалась последствий этого нездоровья для будущего деторождения. Каждой десятой требовалось срочное лечение в связи с гинекологическим заболеванием.  20% уже подозревали у себя заболевание репродуктивной сферы. Низкая культура самосохранения, присущая в целом россиянам, снижение обращаемости населения в медицинские учреждения в 90-е годы привели к ситуации, когда 40% опрошенных девушек избегали обращения к гинекологу, а 11% из них были весьма категоричны в нежелании идти к врачу, несмотря на острую необходимость.

В связи с тем, что в нашей стране не принята программа полового воспитания в школах, по-хорошему, должны взять на себя функцию педагогов родители. Но к величайшему сожалению отсутствие цивилизованных знаний в области полового воспитания у нас тянется не одно поколение. Родители сами зачастую не образованы и в связи с этим не способны во время помочь своим детям.

При ответе на вопрос о том, каким образом можно защититься от заболеваний, передающихся половым путем, только половина родителей имела свое мнение: из них только 17% (16,8%) ответов касаются соблюдения правил гигиены и рекомендаций вести здоровый образ жизни. И только 6,9% родителей полагают, что половое просвещение, сексуальная грамотность помогут избежать венерических заболеваний (табл. .. и рис. ..).

Таблица и рисунок, демонстрирующие распределение ответов на  вопрос: "Каким образом можно защититься от болезней, передающихся половым путем?", в % от участвовавших в опросе

Варианты ответов

Подростки

Родители

Использовать средства предохранения, прежде всего – презерватив

31,9

11,5

Избегать случайных половых связей

11,7

11,5

Соблюдать гигиену, вести здоровый образ жизни

7,3

16,8

Иметь одного партнера

3,5

9,9

Быть сексуально грамотным

1,9

6,9

Обращаться к врачам, делать прививки

1,6

3,8

Отказаться от половой жизни

2,5

0,8

Проверять у врача себя и партнера

2,9

-

Защититься невозможно

1,3

-

Неясные ответы

5,7

3

Нет ответа

40,8

49,8

Как ни странно, но при отсутствии соответствующих знаний родители все же не снимают ответственности с себя за просвещение  детей и полагают, что должны быть основным источником информации для своих чад. Но мнение  подростков и  родителей здесь резко расходятся. Главным каналом информации в подростковой среде, как правило, называют сверстников и друзей, которые играют основную роль в формировании шаблонных установок в сфере сексуального поведения. Поскольку секс в подростковом возрасте  запретное действо, сексуальный опыт получает у них, как правило, завышенную оценку  и толкает подростка к необдуманным экспериментам. Именно поэтому так важно для подростков получать информацию из надежных источников.

По данным исследований Центра демографии и экологии человека Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН, при ответе на вопрос "Кто должен заботиться о репродуктивном здоровье подростков, их половом просвещении?" подростки на 1 место поставили самих школьников  (60,8%) и только потом родителей - 45,6%  и врачей-специалистов - 43,0%. 

Представление о том, кто должен заботиться о половом просвещении и репродуктивном здоровье подростков, в %

Источник информации

Подростки

Родители

Сами школьники

60,8

4,5

Родители

45,6

80,3

Врачи-специалисты

43,0

62,9

Центры планирования семьи для подростков

31,6

40,2

Соответствующая школьная программа

24,7

41,7

Средства массовой информации

21,5

18,2

Педагоги

10,4

17,4

              

Таким образом, родители отводят себе главную роль в сексуальном воспитании, а подростки - себе. В то же время сами родители не чувствуют себя уверенно в качестве источника подобной информации. При анкетировании в Новосибирске 98% опрошенных родителей выразили желание получить помощь специалистов для подготовки к беседе со своим ребенком, 44% ответили, что нуждаются в специализированной литературе, 19% - в консультации психолога. Только 10% опрошенных подростков ответили, что первую информацию по вопросам пола они получили от родителей.

По результатам  исследования в Москве, более двух третей родителей - 70,5% говорят с подростками о сексуальном поведении. Подростки считают, что бесед было всего в 57,3%. Из них только 39% подростков смогли вспомнить периодичность таких бесед. Соответствующая доля родителей почти в два раза больше - 71,2%. Это свидетельствует о завышенных представлениях родителей об их роли в половом просвещении своих детей или о непонимании подростками сути подобных разговоров.

 

Таблица . Распределение ответов мальчиков и девочек на вопрос "О чем конкретно говорят родители, когда речь идет о сексуальном поведении?", в %

С мальчиками говорит

Темы разговоров

С девочками говорит

Мама

Папа

 

Мама

Папа

36

30

Об опасности заражения венерическими болезнями

43

12

26

21

О противозачаточных средствах

38

9

15

4

О возможности аборта

37

6

15

12

О вреде ранней половой жизни для здоровья

31

7

15

10

О вреде ранней половой жизни для учебы

17

8

                Как видно из таблицы и рисунка, мамы обсуждают темы, связанные с сексуальным образованием, с девочками в 1,5-2 раза чаще, чем с мальчиками. Папы вообще  проявляют себя в этой области гораздо скромнее. В целом, существуют значительный гендерный дисбаланс в семейном сексуальном воспитании - внимание акцентируется преимущественно на девочках, что в впоследствии в значительной степени предопределяет низкую информированность и ответственность мужчин во взрослой сексуальной жизни и сказывается на их возможности передать свои знания детям.

Объективное значение родителей как информационного источника по вопросам секса невелико. Исследования в Москве и Санкт-Петербурге показывают, что более 2/3 родителей (а по данным ВЦИОМ - 87%) никогда не говорили со своими детьми о сексе или делали это эпизодически. Подростки стесняются обращаться к родителям с подобными вопросами - 67% девочек и 77% мальчиков ни разу не общались с родителями на темы секса. В целом социальный институт семьи, родительства слабо выполняет функцию по подготовке детей к сексуальной жизни и реализации ими своих репродуктивных прав и возможностей. Семья не делает этого прежде всего в силу собственной неготовности к данной деятельности.(5)

Итак, средняя российская семья не справляется с задачами полового просвещения подростков, и эти задачи должен решать кто-то другой. Большинство родителей, опрошенных в 4 регионах России еще в далеком  1995-1996 годах в связи с разработкой и внедрением программы сексуального образования в школе Российской ассоциацией "Планирование семьи", сказали, что не видят себя в роли просветителей своих детей по вопросам секса и предпочитают, чтобы этим квалифицированно занималась школа.

Опрошенные педагоги,  поддерживая важность полового просвещения, так же, как и родители, не готовы взять на себя эту функцию и считают, что этим должны заниматься медики. В то же время педагоги подчеркивают необходимость преобладания в программе сексуального просвещения проблем духовности, нравственности, а не соблюдения норм репродуктивного здоровья, контрацепции и т.д., которым так придают значение все врачи.

И поскольку до сих пор не решен вопрос о том, кто же должен нести это бремя просвещения,  канал объективной информации для подростков практически отсутствует, как отсутствовал и в начале 90-х годов.

Самый важный вывод по поводу основного источника информации заботы о здоровье подростка состоит в том, что и школьники - 87%, и родители - 65%, и педагоги - 58% возлагают ответственность за здоровье на самого подростка, предлагая ему самому о себе заботиться. При этом никто не стремится обеспечить его необходимыми для этого знаниями в силу собственной некомпетентности.

Однако история развития сексуального воспитания подростков в Европе и Америке насчитывает уже не одно десятилетие. И отечественные социологи имеют прекрасную возможность сравнить успешность той или иной системы преподавания такого неоднозначного предмета. Европа тоже сталкивается с множеством проблем в сфере репродуктивного здоровья молодежи: ВИЧ-инфекции и ИППП,  беременность в среде подростков, сексуальное насилие. И наиболее эффективным путем улучшения ситуации является введение систем сексуального образования школьников. Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения совместно с Германским Федеральным Центром образования в области здоровья (г. Кельн) разработали и опубликовали рекомендуемые "Стандарты сексуального образования в Европе". Они содержат подробные инструкции, как можно обеспечить детей и молодежь научно обоснованной, соответствующей их возрасту информацией о сексуальности. Над этими стандартами работала группа экспертов из девяти европейских стран, всех заинтересованных специальностей - от медицины и психологии до общественных наук.

Главная преимущество новой программы сексуального образования - это ее целостность и гуманность. Традиционно сексуальное образование фокусировало внимание исключительно на возможных рисках, связанных с сексуальной жизнью: инфекции и нежелательные беременности, то есть, по сути, имело резко негативную окраску. "Целостный" подход базируется на восприятии сексуальности как части человеческой жизни, вносящей ощутимый вклад в повышение ее качества, и требующей образования, как и любой другое направление нашей жизни.

В "Стандартах" сформулированы основные понятия - "сексуальность", "сексуальное здоровье", "сексуальные права" и др., и принципы сексуального образования. Само сексуальное образование преподносится как "изучение эмоциональных, социальных, физических, взаимодействующих между собой аспектов сексуальности".(7)

Сексуального образования в школах Западной Европы появилось с развитием современных методов контрацепции, в частности, гормональных таблеток,  и легализацией абортов в большинстве стран в 1970-1980-е годы. Что дало толчок  "сексуальной революции"; ценности и нормы в отношении сексуальности и само поведение стали резко меняться. У молодежи начали  распространяться добрачные сексуальные контакты и совместная жизнь без регистрации брака.  К началу XXI века возраст первого сексуального опыта в Европе снизился  до 16-18 лет, тогда как возраст первого рождения повысился до 28-30 лет. Возникновение этого  длительного периода между детством и созданием семьи (рождением ребенка) и привело к потребности введения сексуального образования в школах. А так же внесло свою лепту  начало эпидемии ВИЧ-инфекции.

Впервые обязательное сексуальное образование в школах было введено в Швеции в 1955 году. В 1970-1980-е годы многие другие западноевропейские страны последовали примеру Швеции. Например, в Германии сексуальное образование было принято в 1968, в Австрии - в 1970 году. В Нидерландах и Швейцарии оно также было введено в 1970 году, но в силу высокой степени независимости школ (кантонов в Швейцарии) не сразу стало обязательным. В конце XX - начале XXI века включение в школьную программу сексуального образования в Европе продолжилось - сначала во Франции, Великобритании, затем в Португалии, Испании и других странах. Даже в Ирландии, где традиционно сильна религиозная оппозиция, сексуальное образование стало обязательным в начальной и средней школе в 2003 году. Лишь несколько стран из старых членов ЕС до сих пор не имеют системы сексуального образования.(6)

В странах Центральной и Восточной Европы сексуальное образование в школах стало развиваться лишь после падения коммунизма, то есть на 20-30 лет позже, чем в Западной Европе, и до сих встречает активное сопротивление. Только Чехия и Эстония преуспели в развитии системы сексуального образования, отвечающего современным требованиям.

В обобщенном виде существующие в мире программы сексуального образования можно разделить на три большие группы:

1 тип - Программы, нацеленные в основном или исключительно на призыв к воздержанию от сексуальной жизни до вступления в брак (программы "как сказать "нет"" или "воздержания")

2 тип - Программы, которые включают воздержание как возможный выбор, но также предполагают ознакомление с методами контрацепции и практиками "безопасного секса". Эти программы часто называют "всесторонним сексуальным образованием" в противовес программам "исключительно воздержания" .

3 тип - Программы, которые включают элементы программ 2-го типа, но рассматривают их в более широком контексте развития личности. Именно такие программы легли в основу данных "Стандартов", где они отнесены к категории "целостного сексуального образования"

Как это покажется ни удивительным для среднего россиянина, которые привыкли винить в растлении нашей молодежи американскую пропаганду, программы 1-го типа получили  поддержку со стороны Республиканской администрации США. Вообще программы 1-го и 2-го типов характерны для США, тогда как в Западной Европе преобладают программы 3-го типа. В Западной Европе сексуальность подростков, как правило, расценивается не как проблема и угроза, в отличие от США, а как одна из составляющих развития и обогащения личности.

Предложенные "Стандарты" стали первым шагом к созданию нормативов сексуального просвещения, пригодных для всего европейского региона.

 

1 - Властовский В.Г.  Акселерация роста и развития детей. М., 1970. С. 279.

2 -  Журавлева И.В.  Нужно ли россиянам половое просвещение? № 205 - 206 6 - 19 июня 2005

3 - Журавлева И.В. Здоровье подростков: социологический анализ. М.: ИС РАН, 2002. С. 31-39.

4 - Лузан Н.В. и др. Медико-социальные исследования полового поведения подростков    Новосибирской области за 5 лет (1994-1998) // ИППП. 1999. № 3. С. 43-46.

5 - Кон И.С.  Подростковая сексуальность на пороге XXI века. Дубна, 2001.

6 - Сакевич В.И. Новые европейские стандарты сексуального образования. № 449 - 450. 1 - 23 января 2011

7 - Federal Centre for Health Education (BZgA) and WHO Regional Office for Europe. Standards for   Sexuality Education in Europe. A framework for policy-makers, educational and health authorities and specialists. Cologne 2010.